Новости
пт., 28.10.2022
Осенняя зарядка
Объясняем.рф

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области — + 7 (3452) 55-67-07

Телефоны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области — +7 (3452) 556-283, 556-282, 556-065

Центр качества предоставления услуг — +7 (3452) 39-92-89

Концептуальное изложение моего педагогического опыта


«Концептуальное изложение моего педагогического опыта»

 «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

 

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 В.А. Сухомлинский.

 

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. Огромное значение в развитии ребенка принадлежит игре.

Игра — это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память, мышление воображение малыша. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. 

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причём столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения.

Игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств, нравственности и социализации как члена общества, познания окружающего мира, а также для умственного развития.

Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение детьми математических представлений, так как математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, и конечно для успешного обучения в школе.

Формирование математических представлений, согласно образовательной программе дошкольного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте, я проводила работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Понятие развития математических способностей, включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

Известный педагог Наталья Андреевна Виноградова в своих публикациях отмечает, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные и игровые приемы, дидактический материал.

Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно – образовательной работы и наиболее популярное средство дошкольного обучения. Ребенок, выполняя правила  игры, и игровые действия учится счету, развивает речь, наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольная память и внимание.

В дидактических  играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.

Актуальность

Сегодня, а тем более, завтра, математика необходима огромному числу людей различных профессий. Для умственного развития детей, существенное значение имеет приобретение математических представлений, которые активно влияют на формирование умственной деятельности. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх. Дидактическая игра требует усидчивости, использование мыслительного процесса, в игре ребёнок легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания, развивает наблюдательность, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности. Опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что необходимость использования дидактической игры, как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

  • Игровая деятельность, является ведущая в дошкольном детстве.
  • Освоение непосредственной образовательной деятельностью, включение в неё детей идёт медленно.
  • Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного типа мышления. Дидактическая игра как раз способствует развитию у детей психических процессов.

Целью педагогической работы является выявить, как дидактическая игра влияет  на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в образовательной и совместной  деятельности с детьми.

 Для реализации данной цели я предполагаю решение следующих задач:

  • Изучить психолого- педагогическую литературу по использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников в процессе обучения математике.
  •  Разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений  для детей старшего дошкольного возразраста.
  • Повысить компетентность родителей по формированию элементарных математических представлений  детей дошкольного возраста.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу отводиться большая роль. В образовательной деятельности и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения.

Изучая педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу сформировать математические представления детей, необходимые, для  успешного обучения их в школе. Для систематизации своей работы собрала базу данных различных дидактических игр математического содержания для детей дошкольного возраста.  Классифицировала их по решению педагогических задач, а также с учетом возрастных особенностей детей и создала картотеку дидактических игр с математическим содержанием.  Затем, составила перспективный план работы с детьми по использованию различных дидактических игр  в непосредственной образовательной деятельности,  и в режимных моментах.

Все дидактические  игры я условно разделила на следующие  группы:  

  • Игры с цифрами и числами    
  • Игры-путешествия во времени
  • Игры на ориентировку в пространстве 
  • Игры с геометрическими фигурами
  • Игры по формированию представлений о величинах
  • Игры на логическое мышление       

К первой группе игр я отнесла обучение счёту в прямом и обратном порядке. Через сказочный сюжет, сравнением равных и неравных групп предметов, располагая их то на  нижней, то на верхней полоске счетной линейки, я знакомлю детей с образованием чисел в пределах восьми. Для подкрепления порядкового счета помогают игры со сказочными героями, направляющимися в гости: «Кто будет первый? Кто  идёт второй?» и т.д.

Игра «Считай не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры  говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем,  бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Играя  в такие дидактические игры как  «Собери урожай», «Какой цифры не стало», «Гараж для машины», «Улов рыбака»,  «Назови соседей», «Найди слонёнка», «Задачи в картинках»,  дети стали лучше оперировать числами в пределах восьми и сопровождать словами свои действия. Такое разнообразие дидактических игр и упражнений, используемых на  занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Вторая группа математических игр (игры – путешествия во времени) служат для знакомства детей с днями недели. В ходе игры объясняю, что каждый день недели имеет своё название. Чтобы дети лучше запомнили название дней недели, мы вместе обозначаем их карточками с кружочками (понедельник – один кружок, вторник – два кружка и т.д., для того чтобы дети запоминали, последовательность дней недели по счёту: понедельник – первый день, вторник – второй день, среда – третий день и середина недели, четверг – четвёртый день, и далее. Продолжительность такой игры может составлять несколько недель, пока дети не начнут самостоятельно называть дни недели. Это делается специально для того, чтобы дети смогли сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. После этого,  предлагаю детям игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Они с удовольствием играют в игру «Живая неделя», где каждый участник имеет карточку определенного дня недели, и дети строятся, начиная с понедельника. В последствии игра усложняется: дети строятся, начиная с любого дня недели. В дальнейшем можно использовать следующие игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», которые помогут детям быстро запомнить название времени суток, дней недели, названия месяцев, и их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентировку в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Моя задача научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы сидит заяц, слева от куклы стоит пирамидка и т.д.

В начале каждого занятия я провожу игровую минутку: любую игрушку прячу где-то в комнате, а дети ее находят. Или выбираю ребенка и прячу игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организует их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить. Для того, чтобы заинтересовать детей в умении ориентироваться и правильно называть пространственные понятия, я использую предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку»: «Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он их спрятал, а в письме написал, как их можно найти». Дети выполняют задание (надо встать перед магазином,  и пройти 2 шага прямо и 3 шага налево и т.д.) и находят игрушки, чему очень радуются. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Расскажи про свой узор», «Путешествие по комнате», «Художник» и многие другие игры. Играя с детьми, я заметила, что они стали лучше справляться с заданиями, употреблять слова для обозначения положения предметов в пространстве и на листе бумаги.

Для закрепления знаний о форме (четвертая группа игр), в игре «На что похоже?» я задаю детям ассоциативные вопросы, например: «Какую геометрическую  фигуру напоминает: дно тарелки, поверхность стола, окно т.д.?». А в игре «Назови предметы круглой (овальной, прямоугольной, треугольной, квадратной) формы»  дети наоборот называют предметы заданной формы.

В своей работе я использую дидактические игры и упражнения, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах и для развития внимания и воображения у детей,  на занятиях и в свободное время я использую такие дидактические игры, как «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика». В ходе игры «Геометрическая мозаика» дети учатся составлять из геометрических фигур:

— изображение предмета (работа по готовому расчлененному образцу);

— фигуру человека, и др. (работа по условию);

— самостоятельно придуманную фигуру (работа по замыслу). 

Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому, я и в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.

Тема «Величина» в теории и практике дошкольного математического образования общепризнанно считается одной из самых сложных. В играх:  «Разложи матрёшек от большой до маленькой и наоборот», «У кого лента длиннее?», «Разложи полотенца», «Кто по какой дороге поедет?» и т.д. дети учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать предметы по тем или иным признакам (длинный короткий, широкий-узкий, высокий-низкий и др.).

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления. Это такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Чем отличаются?», «Логические цепочки» и др. Кроме того, это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд, продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности разного размера фигуры или найти пропущенный элемент. Знакомство с такими играми и заданиями направлены на тренировку мышления при выполнении действий. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Например, я предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Упражнения в составлении геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник) из счётных палочек даёт возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. Рисование по клеточкам закрепляет навык счёта и умение ориентироваться на листе бумаги. Для развития наблюдательности у детей я подобрала серию таких упражнений, как «Найди отличия», «Найди пару».

 В своей работе использую загадки-шутки математического содержания, например: «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?», «Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник?» и т.д. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умение доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Отгадывая задачи-загадки математического содержания, дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок – это мыслительный процесс. Дети с удовольствием играют в игры-головоломки  «Кубики Никитина»,  «Блоки Дьёныша», «Танграм», «Колумбово яйцо». Сущность игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу. Это как силуэты животных, птиц, человека, транспорта, так и составление узоров, орнаментов.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок «Занимательной математики», состоящий из увлекательных развивающих игр.

 Важная составляющая работы – это работа с родителями. Изначально эта работа начиналась с привлечения заинтересованных родителей, а затем вовлекались остальные. Взаимодействуя с родителями, я провела консультацию «Развитие математических способностей детей», оформила папку передвижку «Математика дома», проводила индивидуальные консультации, подготовила КВН для родителей «Итоги года», где дети показали свои знания. При этом, в изготовлении дидактических игр родители приняли активное участие. Используя различные  развивающие игры в работе с  детьми, я убедилась в том, что  играя, дети лучше усваивают программный  материал, правильно выполняют сложные задания.

Для выявления уровня сформированности оценки элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр была проведена  диагностика по примерной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика» в сентябре 2016 учебного года, которая показала следующие результаты.

Таблица № 1

Фамилия, имя

 

 

 

 

Счёт и образование числа в предел. 5 – 10 на наглядной основе

Пользуется количественными и порядковыми числительными в (пределах 10)

Владеет способом уравнивания неравных групп предметов (удаление и добавление 1)

Сравнивает предметы

на глаз (по ширине, длине, высоте, толщине)

Размещает предметы разной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины

Выражает словами местонахождения предмета по отношению к себе, другим предметам

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон)

Отражает в речи основания группировки, классификации.

Ориентируется во времени (части суток, их смена, текущий день недели)

Умение решать логические задач

 

Итог

1

Карина А.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1.6

2

Тимофей А.

2

2

1

1

1

1

2

2

1

1

1.4

3

Павел Б.

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2.2

4

Макар Б.

2

1

1

2

1

1

2

2

1

1

1.4

5

Данил Б.

2

2

2

2

1

1

1

2

1

1

1.5

6

Вика Б.

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1.2

7

Вероника

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1.2

8

Эмилия Г.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2.0

9

Виталий Г.

2

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1.3

10

Вика Е.

1

2

1

2

1

1

1

2

1

1

1.3

11

Василиса

2

1

1

2

1

1

1

2

2

1

1.4

12

София К.

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1.1

13

 Наташа К.

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2.2

14

 Роман К.

2

2

2

2

2

1

2

2

2

1

1.8

15

Вика К.

2

2

2

2

1

2

2

2

1

1

1.7

16

Серёжа К.

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2.1

17

Айвар М.

2

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1.3

18

Захар О.

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

1.8

19

Настя П.

2

2

2

2

2

1

2

2

2

1

1.8

20

Женя. П.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2.0

21

Дима П.

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2.2

22

Варя П.

2

2

2

2

1

1

1

2

1

1

1.5

23

 Костя Сл.

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2.1

24

Серафим. С

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2.2

25

 Костя С.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

26

Саша Т.

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1.8

27

Ира Т.

2

1

1

2

1

1

1

2

2

2

1.5

28

Лёва Т.

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1.1

29

Полина Ф

2

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1.3

30

Катя Х.

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2.2

31

Лиза Ч.

2

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1.3

Сформирован

0

0

0

7-23%

0

0

0

4-13%

0

0

14%

В стадии формирования

25-81%

19-61%

16-51%

22-71%

12-39%

11-35%

17-55%

24-77%

14-45%

12-39%

51%

Не сформирован

6-19%

12-39%

15-49%

2 – 6%

19-61%

20-65%

14-45%

3-10%

17-56%

19-61%

35%

Условные обозначения:  Сформирован  — 3;      — В стадии формирования —  2;     

— Не сформирован — 1;

Сформирован  – 14%

В стадии формирования – 51%

                                                                   

Результаты проведённой диагностики в сентябре 2016г. показали, что уровень формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр требует дополнительной работы. Проведённая мною работа показала, что систематически включая дидактические игры, и упражнения в образовательный процесс  дети стали проявлять интерес к математике и использовать полученные знания и умения в игровой деятельности.  Следовательно, работа по использованию дидактических игр в образовательной и совместной деятельности, с целью формирования  математических представлений была эффективна  и дала положительный результат, о чём свидетельтвует проведённая диагностика в январе 2017г. 

Таблица № 2

Фамилия, имя

 

 

 

 

Счёт и образование числа в предел. 5 – 10 на наглядной основе

Пользуется количественными и порядковыми числительными в (пределах 10)

Владеет способом уравнивания неравных групп предметов (удаление и добавление 1)

Сравнивает предметы

на глаз (по ширине, длине, высоте, толщине)

Размещает предметы разной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины

Выражает словами местонахождения предмета по отношению к себе, другим предметам

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон)

Отражает в речи основания группировки, классификации.

Ориентируется во времени (части суток, их смена, текущий день недели)

Умение решать логические задач

 

Итог

1

Карина А.

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2.1

2

Тимофей А.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2.0

3

Павел Б.

3

3

3

3

3

2

3

3

3

2

2.8

4

Макар Б.

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2.1

5

Данил Б.

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2.1

6

Вика Б.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2.0

7

Вероника

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2.0

8

Эмилия Г.

3

3

3

3

2

2

2

3

3

3

2.5

9

Виталий Г.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2.0

10

Вика Е.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2.0

11

Василиса

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2.0

12

София К.

2

2

1

2

2

1

2

2

1

1

1.6

13

 Наташа К.

3

3

3

3

2

2

3

3

2

2

2.6

14

 Роман К.

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2.2

15

Вика К.

3

3

3

3

2

2

2

2

3

2

2.5

16

Серёжа К.

3

3

3

3

2

2

3

3

3

2

2.7

17

Айвар М.

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2.1

18

Захар О.

3

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2.3

19

Настя П.

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2

2.3

20

Женя. П.

3

3

3

3

2

2

2

3

2

2

2.5

21

Дима П.

3

3

3

3

2

2

3

3

2

2

2.6

22

Варя П.

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2.2

23

 Костя Сл.

3

3

3

3

2

2

3

3

2

2

2.6

24

Серафим. С

3

3

3

3

3

2

3

3

3

2

2.8

25

 Костя С.

2

2

1

2

1

1

1

2

1

1

1.4

26

Саша Т.

3

3

3

3

2

2

2

3

2

2

2.5

27

Ира Т.

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2.1

28

Лёва Т.

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

1.8

29

Полина Ф

2

2

2

3

3

2

2

2

2

2

2.2

30

Катя Х.

3

3

3

3

2

2

3

3

2

2

2.6

31

Лиза Ч.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Сформирован

12-39%

15-49%

11-35%

21-68%

3-10%

0%

7-23%

13-42%

3-9%

0%

 

В стадии формирования

!9-61%

16-51%

17-55%

10-32%

27-87%

28-94%

23-74%

17-55%

26-85%

29-94%

 

Не сформирован

0%

0%

3-10%

0%

1-3%

2-6%

1-3%

1-3%

2-6%

2-6%

 

Условные обозначения:  Сформирован  — 3;      — В стадии формирования —  2;      — Не сформирован — 1;

Сформирован  – 31%

В стадии формирования – 65%

Не сформирован – 4%

Дата проведения

Сформирован

В стадии формирования

Не сформирован

Сентябрь

2016 год

14%

51%

35%

Январь

2017 год

31%

65%

4%

Обучая детей в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

В результате проведённой мной работы дети научились решать разнообразные мыслительные задачи, что способствовало  формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Мой опыт работы показал, что применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Знания, данные в занимательной игровой форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», — эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, а французскому писателю Анатолю Франсу, и с ним трудно не согласиться.

Презентация к концепции "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

 

Список  литературы 
 

  • Бантикова С. Геометрические игры //Дошкольное воспитание – 2006 – №1 – с.60-66.
  • Сычёва Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников – М.: Национальный книжный центр, 2014.- 116с.
  • Черенкова Е.Ф. Лучшие задачки для от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление. – М.: ООО «ИД  РИПОЛ классик» Издательство «ДОМ. 21 век – 2007.- 189с.
  • Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
  • Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  • Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под редакцией А.А. Столяра – М: Просвещение, 1991 -80 с.
  • Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарии занятий по развитию математических представлений (изд. 2-е доп. и перераб.).- М.:ТЦ СФЕРА, 2001. – 80 с.
  • Логика. О.Г. Хинн. Учебное издание. Для чтения взрослым детям. 2000 г.
  • Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозайка-Синтез, 2000 . – 96 с.: илл.
  • От рождения до школы .Основная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.-304с.
  • Помораева И. А., Позина В.А. Занятие по формированию математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. и  доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.
  • Усова А.П. Обучение в детском саду – М.: Просвещение, 2003-98 с.

 

 

li i kotli i kot
li i kot

МАДОУ детский сад «Колосок»

Тюменская область, село Вагай, ул. Советская, д.23а

Телефоны: +7 (34539) 2-34-75, факс +7 (34539) 2-24-76

Детский сад «Родничок» СП МАДОУ детский сад «Колосок»

Тюменская область, село Вагай, ул. Крупской, д.42

Телефоны: +7 (34539) 2-33-32, факс +7 (34539) 2-33-32

Эл.почта: dkolosok@bk.ru

Политика конфиденциальности

Сайт разработан в студи
«Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: