Новости
пт., 05.04.2024
Веселая зарядка
Объясняем.рф

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области — + 7 (3452) 55-67-07

Телефоны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области — +7 (3452) 556-283, 556-282, 556-065

Центр качества предоставления услуг — +7 (3452) 39-92-89

Исследовательский проект " Многонациональный Вагайский район"

  ср., 27.04.2022

 

 

Тип проекта: исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

(с  9 марта  2022 года  по 28 апреля 2022 года)

Предмет исследования: национальности Вагайского района

По количеству участников: групповой (подготовительная группа).

Копотилова Наталья Александровна

воспитатель детского сада

контактный телефон: 89526743186

село Вагай

2022 год

Краткое содержание:

Пояснительная записка                                                                               1

Краткое содержание                                                                                    1

Проблема                                                                                                      2

Актуальность                                                                                               2

Цель                                                                                                              2

Гипотеза                                                                                                       2

Объект исследования                                                                                  2

Предмет исследования                                                                                2

Задачи                                                                                                           2-3

Предполагаемый результат                                                                         3

Реализация проекта                                                                                     3-4

Описание реализации проекта                                                                   4-5

Заключение                                                                                                   6

Литература                                                                                                    6

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним– тайга по нраву, а другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один – черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рождения, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой- готовит мед.

Одним – милее осень, другим – милей весна.

А Родина Россия у всех – одна!

(Владимир Степанов)

Проблема:

1. Недостаточные знания о народах, проживающих на территории Вагайского района.

2. Незнание народных костюмов и быта жителей родного края, их художественной литературы.

Актуальность проекта:

При разговоре с детьми о национальностях нашего я поняла, что дети не знают, какие народы проживают на территории Вагайского района. Они считают, что в районе живут только русские.

      Изучение культуры родного края необходимо для всех детей независимо от возраста. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть свой, ни с чем несравнимый уголок земли. Это наша Малая Родина – Тюменская область, Вагайский район.

       Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, культура, традиции становятся частью жизни каждого человека.

       Сегодня современное образование направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, а также лицами из числа коренного населения. Важность защиты и развития культурных традиций в условиях многонационального государства подчеркивается и в законе "Об образовании" Российской Федерации. Поэтому тема изучения быта и  культуры народов, проживающих на территории Вагайского  весьма актуальна.   

        Дети старшего дошкольного возраста являются реально действующей силой для культурного возрождения народов России. Задача воспитателей направить эту силу в нужное русло, так как душа ребенка искреннее и легче откликается на попытки донести такие прекрасные вещи как, национальная культура. Именно в старшем дошкольном возрасте важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, ведь это поможет им в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Цель проекта:

Доказать, что на территории Вагайского района проживают люди разных национальностей.

Гипотеза: Предположим, что  все мы  разных национальностей и на территории нашего района проживают люди разных национальностей.

Объект исследования: Национальности Вагайского района.

Предмет исследования: культура, традиции и обычаи разных народов.

Задачи проекта:

Познакомить детей с  жизнью людей разных национальностей, живущих на территории Вагайского района, их обычаях, традициях.

Познакомить с национальной одеждой.

Дать представление о национальных жилищах татар, русских, украинцев, белорусов, народов Севера.

Приобщать детей к национальным играм народов.

 Познакомить детей с произведениями тюменских авторов, а также с художественной литературой татар, украинцев, русских, белорусов  и народов Тюменского Севера.

Познакомить детей с танцами народов разных национальностей.

Развивать творческие, художественные способности, мелкую моторику рук через использование в работе с детьми художественной литературы, рисования, аппликации, оригами, театрализации, прослушивание музыкальных произведений.

 Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;

Предполагаемый результат:

Мы с детьми докажем, что на территории Вагайского района проживают люди разных национальностей;

дети научаться различать национальные костюмы  и жилища;

приобщатся  к национальным играм;

 познакомятся с художественной литературой народов Тюменского севера, с произведениями современных авторов Тюменской области, с народными сказками русских, украинцев, белорусов,татар,

Познакомятся с танцами народов разных национальностей;

разовьют мелкую моторику рук и глазомер, художественно-эстетический вкус, творческие способности, фантазию;

 разовьют чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;

 

            Реализация проекта:

1 этап

Разработка проекта, цели и задач;

Изучение  методического материала и литературы, интернет источников

Сбор и обработка материала

Знакомство родителей с темой проекта;

Создание развивающей среды;

Исследование знаний детей  и родителей о своей национальности.

2 этап

Взаимодействие с Вагайской библиотекой, музеем.

Просмотр детско-родительских проектов;

Создание развивающей среды, организация работы по теме проекта;

Консультации и буклеты для родителей;

Проведение НОД, дидактических игр;

Чтение художественной литературы;

3 этап

Анализ и обобщение полученных результатов исследования.

 Обобщение педагогического опыта, презентация проекта;

Создание фотоальбома «Мы все такие разные, и этим мы прекрасны»;

Размещение информации на официальном сайте детского сада.

Перспективное планирование:

Познавательное развитие

НОД «Моя Родина – Тюменская область»

Рассматривание карт Тюменской области, Вагайского района

Просмотр видеофильма «Тюменская область – область надежды»

НОД «Что мы знаем о народах России»

Презентации «Национальности Тюменской области», «Традиции русского народа» НОД «Знакомство с бытом и традициями народов Севера.

Презентация «Жизнь народов Севера».

Экскурсия в музей, библиотеку

 

Социально -  коммуникативное развитие

Дидактические игры «Составь картинку»

Рассматривание альбома «Вагай»

Дидактические игры «Парные картинки», «Дорисуй рисунок», «Что лишнее». Дидактическая игра «Угадай, что это?», «Кто, что делает?»

Рассматривание альбома «Костюмы народов мира»

Театрализованная игра «Аленький цветочек»

 

Речевое развитие

«Что мы Родиной зовем», «Народы России» В. Степанов

Просмотр презентации «Северный Вагай»

Знакомство с украинскими народными сказками, чтение сказок «Колосок», «Соломенный бычок», «Жил был пёс».

 Знакомство с произведениями тюменского автора Григория Кайгородова «Стихи для детей», «Аленький цветочек»

Досуг «Моя Родина – Россия»

 

Художественно- эстетическое развитие

 Рисование «Вагай – село мое родное»

Слушание русских народных мелодий

Конструирование «Дом на улице моего села»

 Рисование «Куклы в татарском национальном костюме»

Слушание татарских песен.

Презентация «Знакомство с украинской Петриковской росписью».

Слушание украинских песен.

Рисование «Петриковские узоры».

Аппликация «Девицы-красавицы».

Конструирование «Хата».

Рисование «Красота Севера».

Слушание  северных мелодий.

Конструирование из бумаги «Стойбище».

Костюмированное развлечение «Мы разные, но мы вместе»

Физическое развитие

Русские народные подвижные игры «Пятнашки», «Молчанка», «Золотые ворота» Подвижные татарские игры «Продаем горшки», «Жмурки», «Тимербай».

Подвижные игры народов Севера.

 

Работа с родителями:

1.Консультация «Воспитание толерантности в воспитании детей дошкольного возраста»   

2.Активное участие в реализации проекта           

3.Организация предметно – развивающей среды в группе

4.Папка – передвижка «Дидактические игры в воспитании патриотизма у дошкольников»

5.Буклеты:  -

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

«Что за прелесть эти сказки»        

6.Проекты «Культура и быт моего народа»        

 

 

 

Описание реализации проекта «Многонациональный Вагайский район»

В целях формирования интереса к культурному наследию была организована экскурсия для детей в музей. Во время экскурсии у детей возникли вопросы о различиях в народных костюмах, декоративной росписи. Таким образом, у детей появился устойчивый интерес и мотивация к исследованию данной темы.

В ходе дальнейших бесед была определена модель 3 вопросов.

Что мы знаем?

Район большой

Районный центр района село Вагай.

У района есть герб и флаг.

В районе много деревень

Что хотим узнать?

Почему у разных народов района разные костюмы?

Какие народы проживают в районе и где проживают?

Чем они занимаются?

А я тоже отношусь, к какому-то народу?

Как узнать?

Прочитать в книге.

Спросить у родителей.

Спросить у воспитателей.

Исходя из интересов детей был подобран материал для реализации проекта. Конспекты НОД, подвижные игры, песни, сказки, пословицы и поговорки разных народов России. Были приготовлены презентации по теме.

Одним из условий реализации проекта являлось включение семьи как в непосредственно поисковую, так и в продуктивную деятельность. Для того чтобы родители включились в работу с условием соблюдения определенной тематики была проведена консультация. Для выявления семейных традиций и национальности детей, на подготовительном этапе проекта, мы провели опрос родителей. В группе оказались дети разных народностей (татары, ненцы, русские).

Для дальнейшей работы, родителям было предложено подготовить вместе с ребенком краткое сообщение, иллюстрации, фотографии о своей национальности обычаях и традициях в семье (национальные праздники, блюда национальной кухни, обычаи и традиции и т.д.).

В ходе реализации проекта ребята познакомились с традициями и обычаями народов нашего района: русскими, ненцами, татарами. Читали народные сказки, пословицы и поговорки, слушали и учили песни, народные танцы. Играли в разнообразные народные игры.

Дети при помощи родителей подготовили рассказы об обычаях и традициях в семье. Семья Акбердеевых рассказали о народных праздниках и обычаях татар, научили здороваться и прощаться на татарском языке.

Рассказали о празднике Сабантуй – праздник окончания посевных работ, очень красивый, добрый и мудрый праздник.

Семья Паренкиных подготовили сообщения о русских. Подготовили рассказ о русском народном костюме. Познакомили с русским – народным обычаем встречать гостей хлебом – солью. Рассказали, как встречают «Пасху», «Рождество», «Масленицу» в семьях воспитанников. Угостили детей национальным блюдом – блинами.

Маматуллин Халитулла вместе с мамой подготовили презентацию о природе и народах севера.

Семья Волчковых приготовили сообщение о белорусах, их быте, традициях. Играли в народные белорусские игры.

Для развития самостоятельной поисковой деятельности на основании полученных знаний, а также формирования любознательности, была организованна эвристическая предметно развивающая среда - центр «Моя Родина». Содержание центра было пополнено следующими материалами.

1. Раскраски «Народы России». Дети раскрашивали женские и мужские народные костюмы. Для передачи сходства, дети обращались к альбомам.

2. Дидактические игры «Подбери костюм», «Флаг России», «Укрась костюм».

3. Сказки народов России и иллюстрации к ним.

4. Энциклопедия «Народы России».

5. Альбомы «Моя Россия». Все материалы, которые принесли дети были оформлены в альбомы. Дети самостоятельно рассматривали и делились впечатлениями.

6. Элементы народных костюмов и музыкальные инструменты, которые дети использовали для организации сюжетно – ролевых игр.

На заключительном этапе дети находили сходства и различия между различными национальностями. Детьми были сделаны выводы что, несмотря на национальные различия, все мы граждане одного большого, красивого Вагайского района и должны жить в мире и согласии.

Проект помог сблизить родителей воспитанников и педагогов, так как проект проходил в непосредственном сотрудничестве с воспитателями группы и музыкальным руководителем.    

 

Заключение:

      Таким образом, проводя исследовательскую  работу, мы доказали гипотезу что наш район многонациональный.

- у детей увеличился круг знаний о национальностях: русских, татар, украинцев, белорусов, народов Тюменского Севера, о народном костюме и быте;

- появился   интерес к чтению художественной литературы;

- появилось   желание пересказывать тексты, характеризовать поступки главных героев;

- словарный запас вышел на более высокий уровень;   

-  дети с желанием играют в национальные подвижные игры, слушают музыку и танцуют национальные танцы.

      Считаю, что чем раньше мы начнем знакомить детей с разными национальностями и их традициями, тем лучше подготовим детей к социализации в многонациональном обществе, научим их с терпением и пониманием относится к культурным ценностям других народов, сформируем чувство любви и гордости к своему народу.

 

Литература:

ресурсы: moi-detsad; ped-kopilka.ru; www.maam.ru;

      Planeta Detstva.net; pwpt.ru; yandekx.ru/images;

«Празднично-обрядовая культура народов Тюменской области» Валима  Ташкалова  «Наша малая Родина» П. Кутафин

«Наша Родина – Россия» энциклопедия подготовки к школе

 «Детские подвижные игры народов России» А. Кенеман

 «Мир животных» Г. Кайгородов

 «Аленький цветочек» Г. Кайгородов

 «Стихи для детей» Г. Кайгородов  «Здравствуй, Тюменская нефть!» К. Лагунов

 «По лунной дорожке» К. Лагунов

 «Край возле самого неба» В. Распутин

Сказки народов Тюменского Севера «Огонь – камень»

Русские народные сказки

Сказки разных народов России.

 «На Ямале мы живем» И. Истомин

Презентация исследовательского проекта Многонациональный Вагайский район.ppt (9.15 МБ)

li i kotli i kot
li i kot

МАДОУ детский сад «Колосок»

Тюменская область, село Вагай, ул. Советская, д.23а

Телефоны: +7 (34539) 2-34-75, факс +7 (34539) 2-24-76

Детский сад «Родничок» СП МАДОУ детский сад «Колосок»

Тюменская область, село Вагай, ул. Крупской, д.42

Телефоны: +7 (34539) 2-33-32, факс +7 (34539) 2-33-32

Эл.почта: dkolosok@bk.ru

Политика конфиденциальности

Сайт разработан в студи
«Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: