Мастер – класс «Использование технологии макетирования при организации образовательной деятельности дошкольников»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в организации образовательной деятельности дошкольников с использованием технологии макетирования.
Задачи:
- Познакомить педагогов с технологией макетирования и способами использования при организации образовательной деятельности.
- Создать условия для профессионального обучения, самореализации и стимулирование творческого потенциала педагогов.
- Формирование у педагогов мастер-класса, мотивации к использованию макетов в образовательной деятельности.
Актуальность
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития дошкольников является технология макетирование.
Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Насыщать и обогащать среду необходимо оборудованием и материалами, которые активизируют познавательную деятельность, развивают любознательность, наблюдательность дошкольников, отвечают принципу полифункциональности. Таким оборудованием являются макеты.
Теоретическая часть
Макет уменьшенная модель объекта (лес, горы, природно-климатическая зона). Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки объекта.
Макеты способствуют познавательному развитию детей. При изготовлении макетов дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. В процессе изготовления макетов активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей.
Макеты использую при организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской, как совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной игровой деятельности. Хочется отметить, что использование игровых макетов в предметно-развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей и требованиям: реалистичности (соответствие действительности), учета причинно-следственных зависимостей, многоплановости изображенного, передачи пространственных и временных отношений.
Макет позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями.
С помощью макетов дети организуют игровое образовательное пространство, которое способствует развитие творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. В процессе игры с макетами развивается замысел, сюжет, происходит общение, распределение ролей.
Макет может быть:
- напольные (макет имеет более крупные конструктивные объемы )
- настольные ( размер ограничивается размером стола или его части)
- подиумные (на специальных подставках)
Практическая часть.
Предлагаю вам на практике поучаствовать в играх, которые можно организовать с дошкольниками, используя макеты различного содержания.
Игра с макеами «Лес», «Пустыня», «Саванна»
Дидактические игры: «Чем питаются», «Где живут», «Чей детеныш», «Какие растения растут».
Цель: закрепление знаний дошкольников о природных зонах, растений, произрастающих в них, животных.
Игра с акетами «Сказочный замОк», «Зима в лесу»
(объединение двух макетов в один игровой сюжет)
Цель: создание воображаемой игровой ситуации, объединение реальных и сказочных, событий, используя один или несколько макетов.
Чтение художественной литературы
В речевом развитии, использую макеты при чтении художественной литературы, стихотворений и загадок, рассказов о животных, в беседах, так как они отличаются красочностью, объемностью, иллюстрируют значимые стороны и признаки объекта.
Чтение «Чей нос лучше?» В.В. Бианки
При чтении (рассказывании) использовать фигурки птиц и макет болота.
Таким образом, игры с макетами формируют целостное представление детей о природе, способствуют пониманию детьми природы и взаимосвязей в ней, способствуют развитию игровой детской детальности, развивают не только речь, но и взаимодействие детей друг с другом, умение договариваться. Позволяет насыщать детскую жизнь новыми впечатлениями, стимулирует детское творчество.
Созданные макеты служат для обогащения развивающей предметно-пространственной среды продуктами детской деятельности.