Новости
пт., 05.04.2024
Веселая зарядка
Объясняем.рф

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области — + 7 (3452) 55-67-07

Телефоны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области — +7 (3452) 556-283, 556-282, 556-065

Центр качества предоставления услуг — +7 (3452) 39-92-89

Мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование на прогулке как способ вовлечения дошкольников в экологическое образование".

  вс., 17.10.2021

В наши дни экологические проблемы как никогда, являются наиболее актуальными. Поэтому основы экологического воспитания должны закладываться в самом раннем детстве нами – дошкольными работниками. Нам необходимо постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к природе. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В связи с этим я считаю, что метод экспериментирования является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребёнка. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребёнка с природой и для посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Цель мастер – класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования, в процессе развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Обучающие: Показать, как можно использовать игры в экспериментальной деятельности детей. Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность. Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Воспитательные: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.

Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.

Экологическое экспериментирование развивает реальные представления детей о различных сторонах изучаемого объекта, даёт возможности для детей и педагога выполнять общее дело. Знания, добытые детьми самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребёнок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые, всё более сложные, цели.

Ход мастер – класса:

1. Вводная часть. Представление опыта работы по теме «Детское экспериментирование в ДОУ». Один из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников – это экспериментирование. Дети очень любят экспериментировать. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Природа –неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него естественно. Существенную роль в этом играют опыты и эксперименты. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают мыслительную деятельность. В ходе эксперимента создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. «Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть её красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного» (Н.Рыжова). XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребят, не может оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира. Подтверждением является исследование Л.А.Абрамян, показавшее, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства. Совместное исследование С.Н.Николаевой и И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процессе экологического образования являются игровые обучающие ситуации (ИОС). Таким образом, проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения.

Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, представляется возможным выделить три класса игрПервый класс – игры, возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся игры – экспериментирования, сюжетные самостоятельные игры. Второй класс – игры, возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие и досуговые игры. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению игр первого класса. Третий класс – традиционные и народные игры, идущие из глубины этноса. Среди игр первой группы выделяются игры с природными объектами, животными и людьми. Эти игры позволяют понять взаимосвязь в природе, почувствовать свое отношение к живому, несут большой познавательный интерес: «Тонет – не тонет», «Кто скорее соберет в корзину», «Беги ко мне», «Кто как одет», «Что мягкое, что жесткое» и др. Сюжетно - отобразительные и сюжетно-ролевые игры возникают по инициативе детей и носят творческий характер. Например: «Консервный завод», «Зоопарк», «Ветеринарная поликлиника». Они позволяют углубить имеющиеся у детей знания, формируются правильное, гуманное отношение к миру животных. Наделяя себя ролью в игре, ребенок эмоционально проникается осознанием необходимости бережного отношения к животным и растениям. Еще одним подвидом экологических игр являются театрализованные игры. Это «Колобок путешествует», «Отдых на реке», «Вершки, корешки» и др. Экологическим содержанием наполняются и подвижные игры. В них происходит закрепление знаний о живой природе, ее обитателей в непринужденной игровой форме. «Звери, птицы, рыбы», «Фруктовый салат», «Птицелов», «Четыре стихии», «Цветочный магазин». Музыкальные игры позволяют активизировать экологическое образование детей через слуховые рецепторы. Наполненные музыкой игры впечатляют ребенка, тем самым закрепляют в сознании детей усвоенный материал, например такие игры, как «Времена года», «Какой сегодня день?», позволяют указать и объяснить природные явления. Это могут быть игры: «Что за птица прилетела?»; «Какое море?» и другие. К интеллектуальным можно отнести игры: «Экологические кубики», «Волшебные превращения», «Приготовить лекарство», «Вся земля». Они позволяют развивать познавательный интерес, формируют знания о единстве природы. Следующим видом игр можно назвать игры-забавы и развлечения. К ним относятся викторины, конкурсы-аукционы, конкурсы-марафоны. КВН, «Поле чудес» и другие. Расширяют кругозор детей, учат обмениваться информацией друг с другом, доставляют большое удовольствие. Празднично-карнавальные игры тоже носят экологический характер. В них дети выражают свое отношение к данным объектам и явлениям природы, углубляют свои представления о них «Сбор урожая», «Новогодний карнавал», «Золотая осень» и другие. Культовые игры основаны на исторических традициях. Эти игры также находят свое отражение в процессе экологического образования дошкольников. С детьми проводят игры со встречей Масленицы, закликают жаворонок, провожают зиму. И прочее. Через истоки истории дети по-новому учатся любить и уважать природу, учатся быть ценителями и защитниками красоты. Сенсорные игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Можно назвать такие игры: «Радуга», «Что бывает желтым?», «Какие цветы красного цвета», «Мягкий, колючий». Создание и использование игровых обучающих ситуаций позволяет решать не только конкретные природоведческие задачи, но и осуществлять экологическое воспитание в целом. Так как дети легче осваивают знания о зависимостях, существующих в природе, об отношении к живым существам.

Составила картотеку игр – экспериментов. В экспериментальной деятельности использовала с детьми различные материалы, обсуждая и соблюдая правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Взрослый при этом должен быть не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет детям проявить собственную познавательную активность. Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются от имени маленьких сказочных героев – Каркуши, Утенка, Зайчонка. Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значимость, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого».

Мозговой штурм:

Последовательность детского экспериментирования.

На слайде педагогам представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Следующий слайд с правильным ответом:

• Проблемная ситуация.

• Целеполагание.

• Выдвижение гипотез.

• Проверка предположения.

• Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

• Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

2. Основная часть.

Вот некоторые из опытов, которые можно привести в летнюю пору.

В яркий солнечный день можно получить эффект радуги. Для этого нужно поставить миску с водой на самое солнечное место. Опустить в воду зеркальце и прислонить его к краю миски, зафиксировав камнем. Повернуть зеркальце так, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещать лист белого картона перед миской так, чтобы на нём появилась отражённая радуга.

Мы объясняем детям, что при входе в воду луч света изгибается, отражается в зеркале и на выходе из воды изгибается вновь, создавая эффект радуги.

Можно заняться и необычной рыбалкой. Для этого нужно привязать к самодельному удилищу леску длиной 1,5-2 метра, к свободному концу лески – любую банку. Закинуть удочку в воду так, чтобы груз утонул, а затем подёргать его за леску так, чтобы банка оставалась погруженной в воду. Спросить у детей, когда «улов» был легче, а когда тяжелее.

Подвести детей к пониманию того, что в воде все предметы кажутся более лёгкими, чем на самом деле. Вода выталкивает и поддерживает их.

Следующий опыт можно провести в песочнице. Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в неё карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы её концы выступили наружу. Вытащите карандаш и увидите, что трубочка осталась несмятой.

Дети приходят к выводу, что песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

В летнюю жару хорошо изготовить самодельный фонтанчик. Для этого воспитатель протыкает гвоздём дырочки в пластиковой бутылке. Дети затыкают их спичками, наполняют бутыль водой, выдёргивают спички, и получается фонтанчик.

Мы задаём детям вопросы: «Как у нас получился фонтан? Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички?»

В солнечный день мы предлагаем детям проверить путём прикосновения, что нагревается сильнее: песок, светлые или тёмные камни, трава, земля?

Подводим детей к выводу, что тёмные предметы нагреваются сильнее, чем светлые, так как поглощают больше солнца.

Весной дети наблюдают за посадкой семян и замечают, что замоченные семена всходят раньше, чем сухие; подкормленные растения дают больше плодов; на прореженной грядке растения вырастают крупнее; на солнечных местах растения лучше развиваются.

Немало интересных опытов можно провести и в зимнее время.

Как проделать дырку во льду? Положите на один кусок льда щепотку соли, а на другой – ничего. Подождите минут десять. Оказывается, в том месте, на которое насыпана соль, лёд превратился в воду, а чистый кусок льда остался полностью замороженным. Это происходит потому, что «солёный» лёд начинает таять при температуре ниже ноля градусов. Теперь детям легко будет понять, для чего лёд на улице в морозы посыпают солью: он начинает быстро таять, и тротуары перестают быть скользкими.

Предложите детям послушать, в какую погоду снег скрипит под ногами: в мороз или в оттепель. Пусть ребята проверят, в какой снег глубже провалится брошенный предмет: в свежевыпавший или в старый, слежавшийся. Вынесите в двух пластиковых бутылках воду на мороз. Одну поставьте в сугроб, другую оставьте на открытом пространстве. Через некоторое время проверьте, в какой бутылке вода раньше начала замерзать

3. Рефлексия по результатам совместной деятельности.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня мастер – класса.

1.Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?

2.Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?

3.Полезна ли была вам информация мастер – класса?

Обсуждение экспериментов с педагогами.

Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В эксперименте ребёнок наглядно обнаруживает скрытые от наблюдения явления действительности. У него развиваются способности к определению проблемы. Он выбирает самостоятельный путь её решения. Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Спасибо за внимание и участие мастер – классе.

Список используемой литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.

«Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников)

Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.

2. Иванова А. И.

«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.

3. Короткова Н. А.

«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников».

Журнал «Ребенок в детском саду», № 3, 4, 5 2003, №1, 2002

4. Николаева С. Н.

«Ознакомление дошкольников с неживой природой»

Москва. Педагогическое общество России, 2005г.

5. Рыжова Н. А.

li i kotli i kot
li i kot

МАДОУ детский сад «Колосок»

Тюменская область, село Вагай, ул. Советская, д.23а

Телефоны: +7 (34539) 2-34-75, факс +7 (34539) 2-24-76

Детский сад «Родничок» СП МАДОУ детский сад «Колосок»

Тюменская область, село Вагай, ул. Крупской, д.42

Телефоны: +7 (34539) 2-33-32, факс +7 (34539) 2-33-32

Эл.почта: dkolosok@bk.ru

Политика конфиденциальности

Сайт разработан в студи
«Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: