Новости
пт., 05.04.2024
Веселая зарядка
Объясняем.рф

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области — + 7 (3452) 55-67-07

Телефоны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области — +7 (3452) 556-283, 556-282, 556-065

Центр качества предоставления услуг — +7 (3452) 39-92-89

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством использования метода интеллект карт

  пт., 12.11.2021

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста

посредством использования метода интеллект карт

Е.С Полякова

МАДОУ детский сад «Колосок, Тюменская область, Вагайский район, с.Вагай

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены ведущие линии развития дошкольника, т.е. образовательные области. Одной из таких является образовательная область «Познавательное развитие», реализация которой предполагает развитие у детей интересов, любознательности, мотивации, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.

Задача современного образования состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящими у истоков становления личности. С особой остротой встаёт вопрос о развитии у детей положительного отношения к познанию.

Сегодня важно дать ребёнку как можно больше личностного и познавательного развития, вооружить таким важным умением, как познавать мир. Необходимо создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности и познавательных способностей детей. Всё это привело к поиску новых форм, методов развития познавательной активности дошкольника.

Одним из эффективных методов развития познавательной активности детей дошкольного возраста является метод «интеллектуальных карт». «Интеллект-карта» - это уникальный и простой метод запоминания и систематизации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Метод «интеллект-карт» основывается на наглядно-образном мышлении ребёнка, который является основным в дошкольном возрасте. Автор данного метода Тони Бьюзен- британский психолог. Его интересовала мысль о создании метода, объединяющего характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга. Данный метод обеспечивает интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития; высокую познавательную активность детей; способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками; помогает структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образы.

Свойства «интеллект-карт»:

  • Наглядность (в интеллект-карте наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков).

  • Привлекательность (имеет эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно).

  • Запоминаемость (благодаря работе обеих полушарий мозга, использования цвета и образа, интеллект-карта легко запоминается).

  • Современность (помогает выявить недостаток информации).

  • Творчество (помогает найти нестандартные пути решения познавательных задач).

  • Возможность пересмотра (пересмотр помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше содержательную информацию, дополнить её новыми идеями).

Ознакомившись с методикой Тони Бьюзена, решила использовать в работе с детьми метод «интеллект-карт» с целью создания условий для развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста. Мною были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать познавательную активность детей, интерес к объектам живой и неживой природы.

  2. Развивать устную речь ребенка.

  3. Развивать умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира.

  4. Формировать у детей коммуникативные навыки (умение договариваться, налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками).

  5. Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Новизна моего опыта заключается в том, что освоить интеллект-карту способны дети с разными возможностями. Ее можно применить как в совместной деятельности педагога с ребенком, так и в самостоятельной деятельности.

Для реализации данной цели и поставленных задач был разработан алгоритм создания интеллект-карты.

Алгоритм создания интеллект-карты:

1. Постановка цели - рождение идеи.

2. «Мозговой штурм».

3. Создание интеллект-карты.

4. Оформление интеллект-карты, как итоговый продукт.

1.Как рождается идея?

Чаще всего идея рождается в процессе игровой деятельности. Кто-то из детей принёс интересную игрушку, книгу, коробочку с секретом, что требует установление связи между своим и появлением чего-то нового. В этом возрасте на все интересные идеи нас наталкивает игрушка «Умная Сова», которая живёт у нас в группе. Она приносит иллюстрации, загадывает загадки.

2. Как происходит «мозговой штурм»: сбор материала или объекта?

Мозговой штурм-это построенный особым образом коллективный метод или поиск нетрадиционных путей решения проблемы. Каждое обсуждение с детьми – поиски цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Какие ассоциации у вас вызывает слово, картинка?- так начинается работа с элементами интеллект-карты. От центрального образа рисуем отростки, которые будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего, пригласить его порассуждать. И наводящими вопросами подвести к тому, что он сам находит ответ… Воспитатель идет за логикой детей, не навязывает своего мнения.

3.Как создаются и оформляются карты-ума?

Такую карту можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше: ребёнок делает её графически со взрослым или самостоятельно; педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию; дети делают интеллектуальную карту с родителями как домашнее задание.

На карте в центре расположить главную мысль - изображение. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета. Каждая мысль обводится. В процессе моделирования добавляются символы, иллюстрации. Картинки или иллюстрации при составлении рассказов, придумывании сказок наклеиваются постепенно. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, запоминают изученный материал, становятся более активными при беседе. Рекомендуется карты оставлять как накопителями, постепенно их усложняя, доклеивая или дорисовывая новые картинки по теме, возвращаясь к этим картам через определённое время.

Таким образом, ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, составление предметов, расположение в пространстве к умению анализировать, дифференцировать, классифицировать предметы.

Таким образом, интеллектуальные карты способствуют повышению уровня познавательного развития детей, систематизации знаний, проявлению познавательной активности и интереса к образовательному процессу, развитию коммуникативной, познавательной и творческой инициатив.

Список литературы.

1.Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. Журнал Начальная школа, вып.7/12.

2. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен; пер с англ. Ю. Константиновой. М. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.–208с.
3. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду. Дошкольная педагогика, №10, 2016.

li i kotli i kot
li i kot

МАДОУ детский сад «Колосок»

Тюменская область, село Вагай, ул. Советская, д.23а

Телефоны: +7 (34539) 2-34-75, факс +7 (34539) 2-24-76

Детский сад «Родничок» СП МАДОУ детский сад «Колосок»

Тюменская область, село Вагай, ул. Крупской, д.42

Телефоны: +7 (34539) 2-33-32, факс +7 (34539) 2-33-32

Эл.почта: dkolosok@bk.ru

Политика конфиденциальности

Сайт разработан в студи
«Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: